Позднее Ctrl + ↑

Курс Игоря Штанга «Типографика и вёрстка»

Прошёл курс Игоря Штанга «Типографика и вёрстка». Мне понравилось. Было классно и интересно. Курс идёт 3 дня с 11:00 до 19:00. Кажется, что это мало, но информации столько, что нужно время, чтобы её переварить. Чтобы было понятно о чём вообще курс, вот два определения:

  1. Типографика — искусство оформления при помощи наборного текста.
  2. Вёрстка — расположение составных элементов (набранного текста, заголовков, таблиц, иллюстраций, украшений и пр.) на формате.

Самое крутое на курсе, что можно задавать вопросы. У меня было много вопросов и не всегда удавалось верно сформулировать, но Игорь помогал докопаться до сути и в итоге я получал ответ. А ещё после каждого блока теории была практика. На ней мы закрепляли материал, а потом Игорь давал обратную связь: указывал на ошибки, говорил как можно сделать лучше. Иногда прям при тебе переверстывал твой макет и ты видел, как можно сделать лучше — это очень прокачивает мышление, я прям открыл для себя много трюков.

На курсе Игорь рассказывает о классическом и швейцарском стиле. Полезно видеть, с чего начиналась и как развивалась типографика. По ходу курса я делал заметки, которые можно использовать в работе.

Этапы вёрстки макета

  1. Прочитать текст, чтобы понимать о чём идёт речь.
  2. Структурировать текст — разбить на абзацы и добавить заголовки. Чтобы проверить структурированный текст или нет, посмотри не читая, где что находиться. Если понятно, что к чему относится, то проверка пройдена.
  3. Сделать прототип макета — прикинуть где на макете будут расположены блоки. Для этого нарисовать поля, представь текстовые блоки в виде прямоугольников и расположить на формате.
  4. Оформить макет — добавить картиночки, подобрать шрифты и всё вот это.

Приёмчики против унылой вёрстки

  1. Набрать крупно. Когда текст становится крупнее, то акцент с содержания смещается на форму букв, и картинка выглядит поинтереснее.
  2. Добавить контраст в тексте, картинках и пустом пространстве. Сделав вертикальные поля больше горизонтальных или наоборот, появиться динамика и создастся напряжение. Использовать картинки разного размера и/или формата (квадратные, круглые, прямоугольные)
  3. Разбить на колонки.
  4. Подать маленькими порциями, например: списком, колонками, таблицей, таймлайном. Элементы в кусочках задают ритм.
  5. Активизировать фон. Собрать текст в каком-то участке макета и дать макету больше пустоты.
  6. Размазать текст по макету и превратить в паттер. Сделать из букв картинку.
  7. Выйти в третье измерение. Разложить текст на разные слои друг на друга. Сделать очень крупно и очень мелко.
  8. Следовать принципам модульности.
  9. Следовать комбинаторики.
  10. Сверстать по форме.

Принцип модульности

  1. Макет делиться на модули без остатка. Формат делиться на модули, модули на блоки, блоки на колонки, колонки на абзацы, абзацы на слова, слова на буквы.
  2. Модули не пересекаются.
  3. Модульность — это не кирпичность.
  4. Закрыть границы другого модуля. Если у нас три колонки разной высоты, а за ним расположен ещё текст, то может создаться ложной впечатление, что к чему относиться. Чтобы такого не случилось, используй рамку, плашку или линейку.
  5. Взять в рамку или поставить на плашку. Рамки и плашки помогают сделать акцент и собрать элементы вместе. Плохо когда плашки и рамки одинаковые, потому что получиться кирпично.
  6. Закрепить углы. Раскидать элементы по углам, чтобы было свободнее располагать остальный элементы.
  7. Коснуться каждой из сторон.
  8. Собрать все элементы в центре.

Комбинаторика

Комбинаторика нужна, когда модули заполнены равномерно. Она помогает сделать макет живее.

  1. Заполнять модули не до конца, например: обтравить фотографию, оставить несколько модулей пустыми.
  2. Оформить элементы по разному. Например, использовать разный цвет, форму или шрифт.
  3. Заполнить модули разным содержанием, например на однообразной странице использовать стикеры товаров. Таким образом однообразная плитка разбавится и будет повеселее.
  4. Объединить модули.
  5. Выйти за границы модуля. Если страница чётко поделена на куски, то ради живости можно завести один элемент на другой. Например, расположить картинку над или под текстом.
  6. Добавьте новый слой.
  7. Соблюдать баланс порядка и хаоса. В хорошем макете главное структура, а разнообразие на втором месте.

Сверстать по форме

Способы сверстать по форме:

  1. Текст повторяет форму.
  2. Текст ссылается на форму. Это значит, что картинка в своём прямоугольнике, а текст в своём, например как в географических картах.
  3. Текст создаёт форму.

О сетке

Модульная сетка ≠ Модульности. Модульная сетка это не тоже самое, что модульность. Разница в том, что сетка не делит материал по смыслу, а лишь ровняет элементы относительно друг друга.

Сначала конструкция, потом сетка. Сначала расположите элементы на макете, а потом ровняйте по сетке. Если сразу ровнять по сетке, то высока вероятность потерять на этом много времени.

Оптическое выравнивание. Чтобы выровнять круглое с прямоугольным — заведи круглый элементы немного за сетку. Так будет казаться, что элементы стоят на одной линии. Этого же касается и других фигур c торчащими концами.

Композиционные связи. Классно, когда пятна текста повторяются с пятнами на фотографии.


Если же говорить о вёрстке книг предназначенных для непрерывного чтения, то серый прямоугольник — хорошо. Правильно, когда горизонтальный отступ абзаца в 1,5 раза больше кегля.

Когда в макете стоит акцент на каждом слове, то эти акценты пропадают и мы их не замечаем.


.

.

Простая и сложная вёрстка

Выключка по левому краю

При такой выключке правый край должен быть равномерно рваным. Если будет под одну линию, покажеться, что ошибка, так как остальной текст будет рваным. А если будет чересчур рваным, то будет некрасиво. Предлоги: а, в, и, к, о, с, у, я — перенеси на следующую строку, так как с визуальной точки зрения они отпадают от сроки и забирают внимание. А если говорить про устную речь, то в устной речи предлоги произносяться без паузы. А есть короткие слова: ли(ль), бы(б), же (ж) — их оставь с предыдущим словом.

Выключка по формату

При такой выключке следи за общим тоном полосы, не должно быть больших пробелов и сжатости. Плохо когда остаются висячие строки в начале и в конце полосы, и больше трёх переносов в подряд. В выключке по формату приемлимо оставлять висячие предлоги и союзы.
Трюки, которые помогут сверстать по формату:
— поменять места переноса;
— поиграть с трекингом
— изменить межсловные пробелы всего абзаца
— варьировать ширину символов ±2%
— поиграть с шириной фрейма
— отредактировать текст

Выключка по центру

Применяется когда текст короткий и количество строк не больше трёх. Форма пятна должна быть простой и не перетягивать на себя внимание. Переносы лучше не использовать.

Абзац

Варианты оформления абзацев:

  1. С абзацным отступом по классически. Хороший абзацный отступ в 1,5 раза больше кегля основного текста. Стоит следить, чтобы последняя строчка была в 1,5 раза больше абзацного отступа;
  2. С отбивокй между абзацами по швейцарски.
  3. Делать графические обозначения абзацев без отбивок и переносов строк при помощи значков.

Не стоит смешивать два типа абзацев в одном макете, так как получится неразбериха.

Заголовок

Главная задача заголовков — выделиться и показать структуру. В хороших заголовках считываются отличия. Отличия могут быть как в размерах, так и в начертаниях.
Способы расположения заголовка:
— на отдельной странице;
— со спуском;
— на иллюстрации;
— в отдельной колонке или на полях;
— с обороткой;
— скрытый в тексте, например графическим значком.

Таблицы

Задача таблиц — упростить поиск и сравнение данных. В таблице главное содержание, то есть размер и форму определяет содержание. Компактность это ключевое слово при вёрстке таблиц. Не стоит ради украшательства растягивать таблицу на весь формат.

Стоит стремиться к избавлению линеек в таблице, так как без них становиться чище и на первый план выходят данные. Практически в любой таблице можно обойтись без вертикальных линеек, так как текст сам задаёт вертикальную линию. Если верстать таблицу в вебе, то хорошо добавить элементы интерактивности, например, выделять строку при наведении.

Повторы слов в ячейках таблицы стоит выносить в заголовок, шапку, боковину, первую ячейку, примечание или в основной текст.

Выравнивание данных

— текста по левому краю,
— цифры по разряду с табличным стилем шрифта,
— диапазоны по разделителю.

Если не знаешь, что делать с таблицей, попробуй перевернуть.

Хорошо, когда расстояниями между колонками одинаковые.

Список

Плохо использовать булеты, так как за счёт большой массы они привлекают много внимания. Вместо булетов лучше использовать:
— тире со свешиванием или без,
— врезкой без тире.

Виды списков:
1) по сортировке: упорядоченные или неупорядоченные;
2) по маркировке: нумерованные или маркированные;
3) по структуре: одноуровневые или многоуровневые.

.

Игорь показывает удачные пропорции сторон формата. Это может быть как книга, фотография, иллюстрация.

Иллюстрация

Форма

Если в фотографии есть белые области, которые объединяются с фоном, то стоит добавить рамку, линейку или уход в прозрачность, чтобы такой объект не привлекал лишнего внимания и смотрелся органично.

Кадрирование

Если картинка скучная, то поможет кадрирование: увеличить, сменить акценты, поменять формат. Не обрезай мелкие части тела человека, а то будет казаться, что у него нету какой-то конечности.

Направление

Направляй взгляд или разворот тела живого объекта в сторону содержания. Зритель в большинстве случаев смотрит туда же, куда смотрят на картинке. Плохой тон — зеркалить фотографию.

Контраст

Чтобы разнообразить макет с множеством картинок, создай контраст при помощи изменения размеров и/или формы (прямоугольные, квадратные, обтравленые фотографии иллюстрации).

Линейки, рамки, плашки

Плохо использовать линейки, рамки и плашки для спасения слабой вёрстки. Лучше переверстать.

Используй линейки и плашки, чтобы:
— расставить смысловые и композиционные акценты;
— поддержать конструкцию, если материал не складывается и картинки разные;
— передать стиль.

Сочетание шрифта и иллюстрации

Хорошо, когда штрихи иллюстрации совпадают со штрихами шрифта и прослеживается взаимосвязь. Между картинкой и иллюстрацией должно быть пластическое родство: характер линии, соединения штрихов, окончания штрихов, скругления овалов, форма засечек. Всё это, в основном, применимо в логотипах.

PS Если пойдёшь на курс к Игорю или другом — пиши конспект. Лучше дословно. В процессе кажется, что всё понятно и всё запоминается, а когда проходит пару дней, садишься писать и не можешь вспомнить, что же он там говорил. Многое пришлось вспоминать, многое не вспомнилось.

«Модульные системы в графическом дизайне» Йозеф Мюллер-Брокманн

Прочитал книгу «Модульные системы в графическом дизайне». Книга показалась занимательной. Однако, в ней по большей части идёт речь о печатной продукции и немного о оформлении выставок. А для работы в вебе удалось найти горстку советов. Выписал вещи, которые помогут в работе.

Основной принцип модульной системы в том, что всё пространство нужно поделить с математической точностью на прямоугольники и распределить содержание внутри.

Модульная сетка

Если говорить про модульную сетку, то она помогает организовать пространство.
Модульная сетка — это поделённое пространство на клетки. Высота клетки соответствует определенному числу строк текста, а ширина — ширине колонки набора.

Размер шрифта

Размер шрифта по высоте называется кегель. Использование разных кеглей шрифта зависит от назначения. Для текстов в брошюрах, каталогах и книгах обычно достаточно шрифтов размерами в 8-12 пунктов.

Шрина полосы

Для комфортного чтения длинного текста в строке должно быть примерно 7 слов.
Если строки длиннее, то глаз воспринимает их с напряжением, потому что нужно удерживать взгляд слишком долго на горизонтальной линии; при короткой строчке чтению мешает частый переход от строки к строке.
Правильная ширина полосы набора задаёт равномерный и удобный ритм чтения, даёт возможность читать без напряжения и полностью концентрироваться на смысле текста.

Интерлиньяж

Интерлиньяж также влияет на удобочитаемость текста. Слишком тесные строчки оптически сливаются и читаються вместе, что отвлекает и быстро утомляет. А строки с чересчур большим интерлиньяжем затрудняет поиск продолжения текста на следующей строке. Так возрастает неопределённость и вскоре приходит усталость.

Правильный интерлиньяж помогает оптически вести глаз от строки к строке, придаёт устойчивость и уверенность. С таким интерлиньяжем возникает желание читать. Для длинной строки больший интерлиньяж, для короткой — узкий. Универсальной формулы для подбора интерлиньяжа нету, так как шрифты имеют разные пропорцию с одинаковым размером кегля.

Если на странице друг за другом идут шрифты с разными кеглями, то чтобы правильно и красиво оформить — нужно сделать одинаковыми межстрочные расстояния.

Если говорить об оформлении краткого текста в рекламе, разного рода объявленией и тому подобного, то интерлиньяж определяется прежде всего смысловыми соображениями. Например, при оформлении текста в стихах, интерлиньяж стоит делать больше обычного, чтобы каждая строка выделялась и её значение подчеркивалось.

Поля

Одинаковые вертикальные и горизонтальные поля выглядят вяло и непродуманно. Хорошо когда есть контраст в полях. Так страница выглядит живее.

На левой картинке верхнее и боковые поля равны единичке. На правой картинки поля имею разные знания.

Иллюстрации

Простая комбинация большой иллюстрации с маленькой, вертикальной, квадратной и горизонтальной вполне способна передать впечатление жизненной энергии. Только есть условие — иллюстрации и текст должны быть живыми и информативными.

Когда иллюстрация со свободным контуром стоит в тексте вразрез, есть опасность зрительной неопределенности в пространстве. Чтобы придать иллюстрации устойчивость, можно поместить её на серый или цветной фон.

Заметки, которые не нашли себе места

В хорошем фирменном стиле соблюдается единство всех носителей: одинаковые стили шрифтов, отступов, иллюстраций, цветов и модульной системы.

Функция заголовков и подзаголовком в оформлении текста — обращать на себя внимание и выделяться.

Любая работа начинается с изучения проблемы.

Любая визуальная, творческая работа выражает характер художника. В ней проявляются его знания, умения и образ мыслей.

«Магия утра» Хэл Элрод

Прочитал книгу. По ходу чтения делал заметки, и вот что у меня получилось:

Успех зависит от личных качеств

Чтобы добиться желанного результата, нужно ежедневно выделять время на развитие личных качеств. От личных качеств зависит уровень успеха в каждой сфере жизни: отношения, финансы, окружение, карьера, духовный рост, здоровье, увлечения, семья.

Цель не позволит сдаться

Чтобы не сбиться с пути развития, необходима цель. Это может быть всё, что находит отклик в душе и вдохновляет просыпаться каждый день. Чтобы не забыть про свою цель, запиши на листке бумаги и повесь на самое видное место.

Каждый поступок влияет на жизнь

Ошибочно полагать, что сделанный нами выбор влияет только на конкретный момент времени. Например, если думаешь, что в том, чтобы пропустить тренировку в спортзале, нет ничего страшного и всё можно нагнать завтра, то ты ошибаешься. Пропуск программирует твоё подсознание, что для тебя нормально не делать того, что ты сам же раньше наметил и обязан сделать. В следующий раз, пропустить тренировку будет легче.

Настоящий момент важнее

Всё что у тебя есть сейчас, ты получил в результате своих действий. Действия, которые делаешь сейчас, определяют, какими ты становишься человеком. Будь уверен в том, что можешь добиться всего, чего захочешь. Не думай о прошлых неудачах. Важно только то, что делаешь день изо дня.

«Если хочешь изменить свою жизнь, будь готов первым делом начать что-нибудь делать по-другому!»
Кевин Брейси

Отчётность поможет найти силы

Фиксируй мысли и то что с тобой происходит. Это поможет увидеть результаты и найти силы для дел, которые не хочется делать. Ведение ежедневных записей покажет верность выбранного курса. Писать ежедневно сложно. Чтобы облегчить, заведи партнёра для отчётности. Договорись с ним о взаимном обмене своих записей.

Самочувствие с утра зависит от тебя

Степень энергичного состояния утром зависит от личных убеждений относительно того, сколько необходимо спать. Если есть проблемы с засыпанием, автор рекомендует прочитать книгу Шона Стивенсона «Спите разумнее: 21 проверенный совет, который поможет тебе, благодаря правильному сну улучшить свое тело и здоровье и добиться больших успехов в жизни»

Как просыпаться полным энтузиазма

  1. Прежде чем ложиться вечером в постель, сформулируй намерения. Первая мысль утром, как правило, будет такой же, какой была последняя мысль перед сном, поэтому возьми на себя обязательство каждый день, отправляясь спать, давать себе на следующее утро установку.
  2. Поставь будильник подальше от кровати. (Мне помогло)
  3. Почисти зубы. Для создания эффекта свежести используй ополаскиватель для рта с мятным вкусом.
  4. Выпейте стакан воды. Восстанови запас воды в организме, и как можно быстрее.

6 «спасательных кругов»

Метод «Магия утра» — набор из шести простых, но эффективных практик, позволяющих изменить и улучшить жизнь.

1. Тишина
— медитация;
— молитва;
— размышления;
— глубокое дыхание;
— выражение благодарности.
В одно утро делай, что-то одно из списка. Важно не находиться в это время в постели; лучше вообще выйти из спальни.

2. Аффирмация
Краткая фраза, содержащая формулу, которая при многократном повторении закрепляет требуемый образ или установку в подсознании человека.
Пять этапов создания аффирмации

  1. Определи, чего хочешь на самом деле.
  2. Определи, почему этого хочешь.
  3. Определи, каким человеком ты должен быть для того, чтобы достичь желаемого.
  4. Определи, что вы должны делать, чтобы достичь желаемого.
  5. Включи в аффирмацию вдохновляющие цитаты и философские мысли.

Чтобы была польза от аффирмации, читай и повторяй их эмоционально, а не автоматически. Иногда полезно целенаправленно задействовать в этом процессе своё тело, например читать аффирмации, стоя по стойке смирно, сопровождая их глубокими вдохами, сжимая кулаки или занимаясь физкультурой. Улучшай аффирмацию по мере собственного роста.

3. Визуализация
Три этапа визаулизации:

  1. Подготовка. Включи классическую фоновую музыку или останься в тишине. Сядьте прямо и удобно. Дыши глубоко. Закрой глаза, отчисти свой разум от посторонних мыслей.
  2. Нарисуй в вооброжении, что действительно хочешь получить. Забудь о логике, ограничениях и соображениях практичности. Если бы вы могли иметь всё, что хотите, делать, что хотите, и быть тем, кем хотите, что бы тогда было? Чем бы ты занимался? Кем бы был?
    Затем «быстро перемотайте ленту» вперёд, в своё будущее, чтобы увидеть себя уже достигшим идеальных результатов, переживите на собственном опыте, как замечательно будешь себя чувствовать, преодолев все преграды и добившись цели.
  3. Представь, кем ты должен стать и что для этого нужно. Представь себя уже живущим жизнью человека, которым ты должен быть, чтобы это видение реализовалось. Убедись, что в нарисованной картине будущего ты искренне наслаждаешься этим.

В дополнении создай доску визуализации, но помни, что в жизни ничего не меняется без действий. Доска повысит мотивацию и поможет лучше сосредоточиться на цели.

4. Физические упражнения
Физические упражнения помогают проснуться, прояснить ум и поддержать энергию на высоком уровне. Будет хорошо минут 10-20 прыгать «ноги вместе—ноги врозь» или другим аэробным упражнением». Автор рекомендует заниматься йогой.

5. Чтение
Если хочешь добиться финансового успеха, то автор рекомендует прочитать:
— The Millionaire Fastline («Скоростная полоса миллионера») М. Дж. Де Марко.
— «Думай и богатей» Наполеона Хилла.
— «Думай как миллионер» Т. Харва Экера.
— «Покажите мне деньги» Дэйва Рэмси.

А если, твоя мечта — невероятные, полные любви и поддержки романтические отношения, то автор рекомендует прочитать:
— «Пять языков любви» Гэри Чепмена.
— The Soulmate Experience («Опыт второй половинки») Джо Дана.
— Tne Seven Principles for Making a Marriage Work («Семь принципов брака») Джона Готтмана и Нан Сильвер.

Достаточно читать по 10 страниц в день. Это займет не много времени, а за год это выйдет 3650 страниц, это примерно 18 двухсотстраничных книг по личностному росту и самосовершенствованию.

Читая книгу помни о конечной цели. Спроси себя, почему читаешь эту книгу, что хочешь из неё получить — и не забывай о конечном результате. Перечитывай лучшие книги по личностному росту. Достижение мастерства в любой области требует повторения.

«Человек, который не читает, не имеет ни малейших преимуществ перед тем, кто не умеет читать.»
Марк Твен

6. Ведение дневника
Позволяет задокументировать мысли, идеи, озарения, достижения, успехи и выученные уроки, а также любые сферы благоприятных возможностей, личностного роста или самосовершенствования.
Преимущества ведения дневника:

  1. Прочистка мозгов. Ведение записей позволяет прояснить мысли, провести «мозговой штурм» и найти решение проблемы.
  2. Выявление новых идей.
  3. Повторение выученных уроков.
  4. Оценка и признание своего прогресса.

Как вести дневник эффективно:

  1. Выбрать формат — цифровой или традиционный
  2. Если выбрал традиционный формат, то заведи тетрадь с линейками и датами. Выбери прочную тетрадь, ведь ей ты будешь пользоваться весь год. Если цифровой, то вбей в гугле «интернет-дневник».
  3. Реши о чём будешь писать. Как это делает автор: «Я перечесляю, за что испытываю благодарность и признаю свои достижения; уточняю, в каких областях хочу добиться улучшений; планирую конкретные действия, которые твердо намерен для этого предпринять.»

Магическое утро за 60 минут

Пример «Магического утра»:

  1. Тишина 5 минут
  2. Аффирмация 5 минут
  3. Визуализация 5 минут
  4. Физические упражнения 20 минут
  5. Чтение 20 минут
  6. Письмо 5 минут

Из примера не ясно, когда кушать. Кушать можно, когда хочешь. Я кушаю после физ. упражнений.

Привычка формируется 30 дней

Чтобы привить привычку требуется 30 дней. Формирование привычки проходит 3 стадии:

  1. Невыносимость с 1 по 10 день. В первые 10 дней организм сопротивляется новому и говорит тебе: мне совсем не нравиться то, как я себя чувствую. Помни что это все 10 дней, дальше будет легче.
  2. Дискомфорт с 11 по 20 день. Эти 10 дней будут легче, но в то же время будут вызывать дискомфорт и требовать от вас дисциплинированности и обязательности.
  3. Непреодолимость с 21 по 30 день. В этот период проходит закрепление привычки. Этот период самый важный, так как кажеться что уже всё получилось и возникает соблазн дать себе передышку на денёк.
Ранее Ctrl + ↓